Французский Пиросмани в музее Орсе

Анри Руссо или Таможенник Руссо — художник необычный. Никогда не учившийся живописи и большую часть жизни отдавший таможенной службе, он сумел снискать признание профессиональных художников. О его картинах тепло отзывались Гоген, Писсарро, Валотон. Пабло Пикассо покупал его работы и однажды даже устроил праздник в своей мастерской на Монмартре в честь художника, чтобы символически принять его в ряды профессиональных живописцев.

Судьба Анри Руссо не очень баловала. Родился он в бедной семье в небольшом городке Лаваль на северо-западе Франции. Окончив школу, сразу отправился работать, затем — военная служба и, наконец, отделение Парижской таможни. Художник проживёт 66 лет, переживет двух жён и шестерых из семи детей. Из цепких лап бедности окончательно вырваться ему так и не удастся.

Краски и кисти он покупал на дополнительный к основной работе заработок от частных уроков музыки. Умер от гангрены ноги в 1910 году. Ввиду отсутствия средств его похоронят в общей могиле. Спустя год друзья перезахоронят художника. На надгробной плите вырезана эпитафия Аполлинера, где, в числе прочего, написано: «Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя. Пропусти наш багаж без пошлины в небеса. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, чтобы ты, как когда-то меня, написал звездные лики.»

С 22 марта в музее Орсе можно увидеть около полусотни работ Анри Руссо, привезённых из музеев Нью-Йорка, Чикаго, Праги, Гамбурга, Москвы. Экспозиция радует посетителей жанровым разнообразием: представлены портреты, пейзажи, натюрморты, серия масштабных полотен на тему экзотических джунглей. К миру тропиков художник-самоучка питал особую слабость. Он населял эти ярко-зеленые, мистические миры розовыми змеями, желтыми птицами, львами и тиграми с добрыми и слегка испуганными глазами. Любопытно, что автор этих работ никогда никуда за пределы Франции не выезжал и дальних южных стран не видел. Он вдохновлялся рассказами знакомых путешественников, прогулками по зоологическому саду в Париже и изучением альбома «Дикие звери».

Наивный рисунок, отсутствие перспективы, непропорциональность в изображении рук и ног, смелое новаторство, мистицизм и экзотизм, богатство и яркость красок — на этом замешано творчество Руссо, смотрящего на мир глазами ребёнка.

Вернутся в детство, увидеть сложное в простом и очутиться в мире грёз в музее Орсе можно до 17 июля.